Искусство резьбы по камню

gliptika

Резьба по камню — один из древнейших методов ювелирной обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Эта техника обработки каменного сырья называется глиптика. Необходимое для нее оборудование включает станок, резцы и абразивы для работы с твердыми камнями.

Гемма — вырезанная из камня фигурка или изображение на плоскости самоцвета. Первоначально геммы делали из поделочных и полудрагоценных камней с невысокой твердостью. Но с применением новых инструментов появилась возможность делать каменные печати даже из самых твердых самоцветов. Гемма может быть вырезана из сердолика, аметиста, янтаря, яшмы, топаза или горного хрусталя.

Глиптика

Глиптика, а точнее, ее произведения, стала увлечением для многих монархов. Например, Екатерина ІІ собирала камеи. Ее коллекция насчитывала более 10 тысяч гемм.

Глиптика нашла свое отражение в христианской культуре. Многие храмы украшены изображениями святых. Гемма с религиозной символикой украшает одежду священнослужителей и церковную утварь.

gliptika2

Особо часто глиптика применялась для сардоникса, агата, сердолика, агата и гематита. Прочность этих камней позволяла сохранить все линии рисунка на долгие века. Сюжетами изображений становились сценки повседневной жизни и отрывки из мифов. Иногда инталия может рассказать о быте эллинов или египтян больше древней рукописи. Резьба по камню была очень распространена на островах Эгейского моря, в Малой Азии.

Глиптика сохранила для нас утраченные картины и архитектурные шедевры, увековечив их в камне. Самые большие и богатые коллекции хранятся в Эрмитаже, Париже и Вене. Наиболее известная гемма, находящаяся в России, — камея Гонзаго. На ней изображен Птолемей ІІ с супругой. Первое упоминание о камее датируется серединой ХVІ века. Глиптика развивалась и двигалась вперед вместе с человечеством. Гемма из древней Греции была многоцветной, живой, с большим количеством деталей и второстепенных персонажей. Римская гемма соответствовала своей эпохе: два цвета, сухие линии и воинственные сюжеты. Китайская глиптика была сосредоточена на объемной резьбе по камню. Из нефрита и оникса вырезались фигурки Будды, священных животных и целые сценки из жизни. Глиптика продолжает свое развитие и сейчас, применяя новейшее оборудование и сохраняя древние традиции.

Во времена Возрождения гемма стала профессиональным талисманом. Так, у моряка была гемма из аквамарина с изображением Нептуна, у винодела — аметистовая камея с Дионисом. Судьи носили украшения из яшмы и сердолика с рисунком весов и Фемиды.

Инталия

Инталия представляет собой гемму с глубоким нанесением контуров рисунка. Первую популярность украшения, выполненные в такой технике, получили еще в Месопотамии и древней Греции за три тысячи лет до нашей эры. Инталия отличается тем, что изображение на ней вогнутое. Линии словно уходят внутрь камня. Мастер во время работы должен был следить не только за лицевой частью изделия, но и за изнаночной. Ведь инталия часто использовалась как печать, оставляющая зеркальный оттиск на глине или воске.

intalia2

Инталия имела не только эстетическое назначение. Ее отпечатки использовали вместо подписи, опечатывали двери и замки. Мастера Месопотамии и Древнего Египта изготавливали перстни с лазуритом. Наиболее популярна была гемма в виде скарабея — священного жука. У каждого состоятельного человека была инталия с собственным профилем или фамильным гербом.

Камея

Резьба по камню представлена еще одной разновидностью, наиболее известной и популярной до сих пор. Камея — это рельефное изображение на цветном камне. Первые дошедшие до нас камеи были сделаны мастерами Александрии. Основные материалы (сардоникс и яшма) чуть позже были дополнены топазами, аквамаринами, изумрудами и аметистами. Глиптика в этом стиле покорялась только настоящим художникам камня. Необходимо было учитывать расцветку и строение самоцвета, прорисовывать каждый штрих, чтобы камея проявила всю красоту камня и раскрыла сюжет рисунка.

Античная камея считается классикой глиптики, но наибольшего расцвета резьба по камню достигла в эпоху Ренессанса (XVII–XVIII века). В это время оформились итальянская, немецкая, английская и французская камнерезные школы. В большинстве случаев мастера современности старались достичь максимального сходства с древними образцами. Чтобы сделать камею, нужны были годы кропотливой работы, поэтому и стоило подобное украшение весьма дорого.

kamea2

Камея представляет собой наложение частей каменного рисунка на основу из металла или камня, отличающегося по цвету. Агат больше всего подходит для изготовления подобного украшения. Он обладает достаточной твердостью для обработки на станке, а его разноцветные слои позволяют добиться желаемой игры оттенков. Камея, сделанная руками искусного резчика, словно светится изнутри. Мастер добивался желаемого перехода от света к тени путем использования самоцветов теплых и холодных тонов.

Камея — это не только миниатюрный портрет в медальоне. Гемма может быть украшением мебели или предметов быта и достигать значительных размеров. На каменном полотне можно отразить целую эпоху.

Читайте популярные статьи:

Понравилась статья?
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
4 голосов, средний балл: 5,00 из 5
Загрузка...
Поделиться

Добавить комментарий